О писателях у школьной доски

Сегодня страна отмечает День учителя. Среди писателей тоже встречалось немало таких, кто трудился в сфере преподавания до литераторской карьеры, после её завершения или параллельно с ней. В честь праздника рассказываем о пяти известных авторах, которые пробовали себя в педагогике.

Иван Крылов
Сам баснописец собирал знания по крупицам. Читал много книг, гостил на частных уроках, которые давали его состоятельным соседям. Самостоятельно освоил несколько музыкальных инструментов.
Накопленный багаж оказался впечатляющим. Уже имея за плечами литературный опыт, Крылов стал учить детей князя Сергея Голицына. Преподавал иностранные языки, музыку, русскую словесность. В свободное время писал пьесы. Многие из них попали в репертуар домашнего театра Голицыных.

Лев Толстой
За свою жизнь Толстой открыл 26 народных школ, где могли учиться крестьянские дети. Уже будучи писателем, окончив знаменитые «Детство», «Отрочество», «Юность», он сам стал учить яснополянскую ребятню.
Педагогический принцип работы местной школы был полной противоположностью тому, с которым сам литератор столкнулся в детстве. Его первый гувернёр требовал абсолютного подчинения, был строг, мог запереть в чулане за невыученный урок.
В Ясной поляне крестьянские дети могли приходить в школу, когда захотят, и уходить в любое время. Жесткой программы не существовало. Главной задачей было заинтересовать ребят учёбой.

Стивен Кинг
Кинг пробовал себя в литературе с самого детства. Однако коммерческий успех не шёл долго. Первое время после университета он работал в прачечной. Дополнительный доход приносили редкие гонорары за напечатанные рассказы.

Через год Кинг устроился в школу учителем английского языка. Там он проработал три года – до того момента, как дебютный роман Кэрри принёс ему первые существенные деньги.

Собственные школьные годы Кинг вспоминает без воодушевления. «Лучшие учителя – художники», – говорил писатель, отмечая, что преподавание – одновременно ремесло и искусство.

Джоан Роулинг
Однажды, прочитав в газете объявление о вакансии учителя, Джоан Роулинг покинула Великобританию и отправилась в Португалию. К тому моменту ей в голову уже пришла идея книги о приключениях мальчика-волшебника, и некоторые наброски были в процессе.

В городе Порту по вечерам она преподавала английский язык в качестве иностранного, а днём писала. Пару лет спустя Роулинг вернулась в Англию с тремя законченными главами первой книги о Гарри Поттере.

Сельма Лагерлёф
Обладательница Нобелевской премии по литературе из Швеции получила педагогическое образование. Окончив стокгольмский лицей, она училась в высшей учительской семинарии. Получив диплом, устроилась на работу в школу для девочек в небольшом городке на юге страны.

Ещё во время учёбы Лагерлёф писала стихи и прозу. Серьёзный литературный дебют писательницы произошёл в годы преподавания. Всемирную же славу ей принесло произведение «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», изначально задуманное, как… пособие по географии!

Книга была написана по заказу Всеобщего союза учителей народных школ. Лагерлёф решила познакомить детей с географией, историей и общественным устройством Швеции в формате сказки. Работая над ней, писательница удивлялась, как сильно шагнули вперёд науки с тех пор, как она сама окончила школу. Чтобы восполнить пробелы, Лагерлёф отправилась в путешествие по Швеции и изучила незнакомые ей прежде предметы.

Больше работ к показу нет