Библиотечный пиар вековой давности. Борьба за читателя

Современным библиотекам нужно прилагать немало усилий, чтобы оставаться востребованными. Недостаточно просто выдавать желающим книжки, иначе поток этих желающих быстро иссякнет. Надо постоянно переосмыслять формат читален, трансформируя их в актуальные сегодня общественные пространства. Библиотеки сегодняшнего дня то и дело мелькают в прессе, у них есть аккаунты в соцсетях, они выпускают подкасты и шоу на YouTube.

Всё для того, чтобы привлечь аудиторию и соответствовать её запросам, а также разрушить стереотип, что библиотеки – это никому не нужный призрак прошлого. Как ни странно, за исключением последнего пункта, ровно с теми же проблемами сталкивались и библиотеки вековой давности. Вот некоторые рекомендации по рекламе и связям с общественностью, которые давали сотрудникам заводских библиотек в 1924 году.

Сила внешних эффектов

Классические фабрично-заводские библиотеки в то время охватывали едва ли 30% коллектива производства. В основном туда ходили рабочая интеллигенция, да заводской актив. Остальные же, зачастую, даже не знали об их существовании. Эту проблему предлагалось решать сразу по нескольким фронтам. И одним из них было расположение и оформление самой библиотеки.

Во-первых, часто читальне выделяли место где-нибудь задворках. При этом могли пустовать более удачно расположенные помещения. Порой, проблему можно было решить силами библиотекаря – достаточно было проявить активность и попросить о переезде заводское руководство. Лучшее помещение – то, мимо которого потенциальный читатель будет проходить ежедневно и не раз.

Во-вторых, пристальное внимание призывали уделять вывескам. Ориентиром выступали кино и театр с их яркими афишами и сверкающими огнями. Главной задачей было привлечь не тех, кто и так знает о библиотеке, а рабочих, которых туда нужно тащить силой. Вывеске требовалось быть большой, яркой и подсвеченной по вечерам.

Хвостатые зародыши и свободная любовь

Ещё одним эффективным элементом оформления были витрины. Их устанавливали у входа в библиотеку. Половину занимали главные новости из газет: заголовки важных статей, избранные телеграммы. На второй размещалась книжная выставка. При этом в её оформлении тоже были свои нюансы.

Библиотекарям советовали выбирать самые интересные книги, непременно с красивыми обложками. В идеале – с рисунками. Каждую книгу нужно было сопроводить отзывом или интригующим вопросом, ответ на который даёт это произведение.

«Знаете ли, когда у человека хвост бывает?» - так предлагалось подписать издание о происхождении человека. Закрепить успех рекомендовали изображением человеческого зародыша с хвостом. Допускались и более смелые варианты: «Что такое свободная любовь? Как смотрят на неё коммунисты и комсомольцы? Зайдите к нам поговорить и почитать книжки».

Опыт уличных торговок

Второй фронт борьбы за читателя разворачивался вне стен библиотеки. Целевая аудитория должна была встречать упоминание читальни буквально на каждом шагу. Тут действовал принцип, который использовали уличные торговки, выстроившиеся в единый ряд. Рано или поздно, идя вдоль этого ряда, клиент совершал покупку. Не у второй, так у пятой.

Применяя это правило к библиотекам, повсюду требовалось разместить объявления. Они должны были встречаться в клубе и чайной, в кооперативной лавке и завкоме, в общежитиях и цехах. Каждое должно было призывать прохожего зайти в библиотеку за конкретной книгой.
К примеру, в мастерской можно было повесить такое: «Кто хочет повысить свой заработок, перейти в высший разряд, может получить в библиотеке книжку, которая поможет ему в этом. У нас есть подходящие».

Текст подбирали исходя из интересов аудитории, посещающей конкретное помещение и меняли раз в 2-3 недели. Там, где народ встречался разный, менять объявления нужно было с таким расчётом, чтобы следующее привлекало людей с новыми интересами.

Публичные выступления и чтения вслух

Библиотекам имело смысл вести свой уголок в стенгазете. Но не ограничиваться печатным словом. Библиотекарей призывали участвовать в устной газете, а также выступать с докладами. В докладах следовало озвучить статистику и отметить, что, к примеру, очень мало новых женщин записалось за квартал. Предположив вслух, что это связано с низким их культурным уровнем и слабой работой женотдела на предприятии.

Ещё одним пиар-инструментом были так называемые «вечера книги» с театрализованными презентациями литературы и чтением вслух. Последние иногда проводили прямо во дворе общежитий, и они привлекали солидное количество заводчан.

Подобные мероприятия в миниатюре можно было устраивать перед спектаклями, пока зрители ожидают представления и бесцельно бродят по залу.

Точечная обработка и ответы на незаданные вопросы

Такие встречи глаза-в-глаза переводили отношения с потенциальными читателями на новый уровень. Чтения вслух трансформировались в обсуждения и разговоры на отвлечённые темы, в которых библиотекарь мог проявить себя в качестве сведущего и чуткого собеседника.

Именно этот подход использовался и при точечном повышении охвата читальни. Библиотекарь просто по-соседски заходил к токарю или, к примеру, недавно родившей женщине. Обсуждал нюансы кормления и воспитания, производительность труда и боли в спине. По сути, занимался справочной работой, отвечая на незаданные вопросы.

Таким образом, достигалась главная цель. Библиотекаря начинали воспринимать как друга и советчика, к которому первым делом обращаешься при возникших вопросах. И именно этот этап не просто привлекал посетителей в библиотеку, а превращал работу сотрудников читальни из обычной службы в полноценную творческую общественную работу.