Делай как Уильям Блейк

Он не ладил с заказчиками и срывал дедлайны. Зарабатывал на жизнь иллюстрированием книг, параллельно создавая свой собственный мифологический мир. Не был понят современниками, а после смерти обрёл статус культовой фигуры романтизма. 12 августа 1827 года он ушёл из жизни, не успев закончить свой главный труд — гравюры к «Божественной комедии» Данте.

Поэт и художник Уильям Блейк — кто он такой и чему мы можем у него научиться?

Творец, который верил в себя

Уильям Блейк родился в Лондоне и с детства был увлечен рисованием. Выучившись на гравёра, он занимался ремеслом для заработка, а в свободное время рисовал и писал стихотворения. Работа Блейка состояла в иллюстрировании литературных произведений: он трудился над книгами британских поэтов Томаса Грэя, Эдуарда Юнга, Роберта Блэра и других. Работая над гравюрами, Блейк частенько срывал дедлайны и не ладил с заказчиками.

На протяжении всей жизни Блейк был убежден в собственной неповторимости и непоколебимо верил в истинность своих идей. В жене Кэтрин он также нашёл верного друга и последователя. При жизни он не сыскал признания, но после смерти стал знаковой фигурой.

Мечтатель

По преданиям, Блейк встречал призраков и ангелов, и эти видения были для него в порядке вещей. «Моя отвлеченная блажь часто увлекает меня прочь, пока я занят работой, уносит за горы и долины, которых на самом деле не существует, в землю Отвлеченности, где бродят духи мертвых». В видениях он находил те образы и идеи, которые потом воплощал в своей поэзии. С детства Блейк был очень впечатлительным и чутким ко всему иррациональному, и всю жизнь он сохранял эту детскую чистоту восприятия.

Моё небо из меди,
Земля — из стали,
Луна моя — глины комок,
Чума — моё солнце,
Палящее в полдень,
И дыхание смерти
В ночи.

Уильям Блейк

Великий интерпретатор

Когда Уильям Блейк поступил в Королевскую академию художеств, он показал свой независимый характер и сразу же вступил в идейный спор с маститым живописцем Джошуа Рейнольдсом. Президент Академии с помощью классификации и тщательного изучения античного искусства стремился вычислить каноны красоты, а Блейк выступал за свободное от академических установок творчество. В итоге последний покинул учебное заведение и пошёл собственным путём.

Создатель собственной мифологии

«Я должен создать собственную систему, иначе я буду порабощен другими людьми,» — говорил Блейк. И действительно создал свою достаточно сложную мифологию. Уризен, Лува, Тармас, Уртона, Лос — некоторые имена богов, введённых Блейком. Он изложил свою мифологию в «пророческих книгах», проиллюстрированных и напечатанных им самостоятельно. Источниками вдохновения для поэта служили Библия, мифологии древней Греции, Рима и Скандинавии, античная литература, научные, философские и оккультные труды, пьесы Уильяма Шекспира и много других текстов.

Уникальные образы, созданные Блейком, оказали сильное влияние на культуру XX века. Блейка можно назвать предшественником психоанализа: бессознательные мотивы проглядывают через многие его работы. Его творчество повлияло на многие течения в искусстве, в особенности на сюрреализм.

Критик великих

Трудом всей жизни для Блейка стало иллюстрирование «Божественной комедии» Данте. Проект задумывался эпичного масштаба: 102 акварели, по которым художник намеревался сделать гравюры. Блейк был под большим впечатлением от творчества Данте Алигьери: он самостоятельно учил итальянский язык, чтобы читать автора в оригинале, до самой смерти не расставался с изданием «Комедии» 1564 года.

Однако не всё так просто: к Данте у Блейка имелись и претензии. Ему не нравилось, с каким злорадством Данте отправил своих врагов в ад, а описание этого места считал слишком уж мрачным — по разумению Блейка, ад и рай представляют собой единое целое.

За 3 года работы над грандиозной задумкой было сделано всего 7 гравюр. Из-за неординарного (читай — еретического) прочтения «Комедии» часть работ была уничтожена после смерти Блейка.