Денис Драгунский о литературе, журналистской школе, «Денискиных рассказах» и любви

Денис Драгунский о литературе, журналистской школе, «Денискиных рассказах» и любви

18 декабря в эфир Библиотек ЮВАО выйдет журналист и писатель Денис Драгунский. Перед трансляцией мы задали Денису Викторовичу несколько вопросов о книгах, литературном ремесле и его отношении к жизни.

- У вас за плечами большая журналистская карьера. Также вы – автор рассказов и романов. Много ли общего между работой писателя и журналиста? Если бы пришлось выбирать, на каком из этих двух направлений вы бы остановились?

- Лично для меня точка соприкосновения между этими профессиями очень велика. Как журналист, я, в основном, занимался полунаучной, что ли, публицистикой. Исследовал национальный вопрос – конфликты, контакты разных народов. Журналистика того времени была прекрасной школой. Во-первых, нужно было писать хорошо. Во-вторых, писать нужно было коротко, сжато и ясно. К примеру, для своей колонки в журнале я укладывал в полторы страницы машинописного текста события всей недели.

Кроме того, журналистика – это обязательный фактчекинг. Все издания, с которыми я работал, относились к публикуемой информации ответственно. Да и учились мы у таких великих мастеров, как Аркадий Ваксберг, Ольга Чайковская, Эмиль Агаев, Отто Лацис, Анатолий Рубинов… Каждая их статья была художественным произведением. Поэтому для меня журналистская школа была подготовкой к писательской работе.

И свой выбор я сделал в пользу художественной литературы, но после длинной и успешной карьеры в журналистике. Я был постоянным колумнистом в разных органах печати, главным редактором партийной газеты и политологического журнала. Казалось бы, куда дальше? Но потом мне захотелось писать именно рассказы.

- Каково быть человеком из книги? Как, помимо подобных вопросов, отражались «Денискины рассказы» на вашей жизни в детстве и в зрелом возрасте?

- Это было неприятно лет в тридцать. Представляете, тридцатилетний мужчина работает на хорошей работе, у него жена, ребёнок скоро пойдёт в школу. Чувствуешь себя взрослым состоявшимся человеком. А со всех сторон мне кричат: «Дениска! Дениска! Это про вас, это про тебя, это ты кашу выливал в окно, это ты на велосипеде катался!» В те годы это сильно раздражало.

Но время проходит, и лет с пятидесяти я начал воспринимать «Денискины рассказы», как необычайный подарок судьбы. Очень приятно это сознавать, вспоминать, сопоставлять своё реальное детство с тем, что было написано. Приятно ходить по школам и библиотекам, рассказывать детям про «Денискины рассказы», что я делаю регулярно.

А в детстве это никак не отражалось на моей жизни. Мой папа приходил в нашу школу, читал «Денискины рассказы». Был полный актовый зал, все хлопали. Но при этом дети 60-х годов, похоже, очень хорошо понимали разницу между литературой и жизнью, между прототипом и героем. Так что повышенного внимания ко мне из-за «Денискиных рассказов» с их стороны не было.

- Многие члены вашей семьи успешно работали и работают со словом. Чем обусловлена такая преемственность?

- Да, моя сестра Ксения Драгунская – очень хороший драматург и прозаик. Её пьесы идут по стране и даже по всему миру. Моя дочь – художница и книжный дизайнер, но она тоже пишет статьи и колонки об искусстве. Не знаю, с чем это связано. Наверное, общая семейная обстановка так влияет.

- Сегодня выпускают очень много книг. Как не заблудиться в этом изобилии и выбрать что-то стоящее, не размениваясь на ширпотреб? Как вы подходите к этому выбору?

- Мне легче, потому что я вращаюсь в литературных кругах, у меня много друзей, как личных, так и в социальных сетях. Благодаря им, я понимаю, что стоит читать, а что не стоит. В любом случае, выбирать нужно по рекомендациям знакомых. Никакого другого способа, к сожалению, нет.

В России не хватает того, что было в Советском Союзе и есть сейчас в Америке: влиятельных литературно-критических журналов, статей, обзоров. В СССР люди видели, что известный критик хвалит книгу и понимали, что её стоит прочесть. Сейчас этого у нас почти нет. Поэтому остаётся ориентироваться на своих знакомых.

- Попробуем сориентироваться на ваши вкусы. Есть ли книги, которые, на ваш взгляд, стоило бы обязательно прочесть каждому? Если выбрать из них три-пять самых важных, что это будут за произведения?

- Человеку, далёкому от литературы в принципе, я бы порекомендовал прочитать сборник рассказов Чехова. Любую книжку, на которой написано «Чехов. Избранное». Обязательно надо прочесть что-нибудь Льва Толстого. Лучше «Анну Каренину», чем «Войну и мир». А если тяжело, то повесть под названием «Фальшивый купон». Она очень короткая и динамичная, словно сериал смотришь. А из зарубежной литературы – сборник рассказов Хемингуэя.

Это книги для человека, которому не надо слишком напрягаться и которому не посоветуешь Пруста, Джойса, Кафку или «Братьев Карамазовых» Достоевского. А те, кто на следующем этапе и хочет напрячься, пусть почитают Достоевского. Лучше «Бесы», они короче, чем «Братья Карамазовы». «Бесы» или «Преступление и наказание» - на выбор. Без этого тоже нельзя. Там вся проблематика очень русская. А мы все – русские. Хоть и прошло с тех пор сто пятьдесят лет, мы остались такими же, отличающимися от французов, англичан и так далее.

И, конечно, надо прочитать роман Оруэлла «1984». Это очень хорошая и умная книга. Дело даже не в том, что она против тоталитаризма. Это важно, но это десятое дело. Важнее, что это сильный и умный роман про человека, про личность, про борьбу…

- И глобальный вопрос. Можете сформулировать пять жизненных принципов Дениса Драгунского?

- Честь дороже всего. Дороже денег, дороже сытости, даже, в какие-то моменты, может быть дороже здоровья. Не знаю, как насчёт жизни. Береги честь смолоду.

Следи за собой во всём. В поведении, в общении, в выражениях, в еде. Не матерись, не обжирайся, не напивайся до скотского состояния, занимайся спортом, и так далее.

Уважай других людей. Уважай просто за то, что они люди, и уважай за то, что они для тебя сделали. Самый страшный грех, на мой взгляд, это грех неблагодарности.

Никогда не опускай руки. Всегда знай, что можно что-то сделать. Один не очень хороший человек сказал одну очень хорошую фразу: «Нет безвыходных ситуаций, есть отчаявшиеся люди». Не отчаивайся.

Люби. Это самый главный принцип. Пусти в свою душу любовь. Люби женщину, люби свою страну, люби свою работу, люби своих друзей, люби своих детей. Чувство яркой и сильной любви – главное чувство, которое есть в человеке.