Эхо поэзии Вознесенского

11 февраля 1980 года в широкий прокат вышел оскароносный фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Одна из первых сцен показывает зрителям прогулку молодых Катерины и Людмилы по улице Горького - ныне Тверской. А начинается она на площади Маяковского, что теперь называется Триумфальной. Возле памятника поэту чтец декламирует стихотворение. «Ничё не поняла», - проходя мимо, комментирует выступление героиня Ирины Муравьёвой.

Маяковские чтения

Памятник на площади установили в июле 1958 года. На открытии приглашённые литераторы произносили речи, поэты читали вслух стихи Маяковского. А после завершения официальной части к микрофону неожиданно шагнул один из зрителей. И тоже прочитал одно из стихотворений. Затем второй. Выстроилась очередь.

Спонтанные народные чтения так понравились присутствовавшим, что они решили снова собраться здесь через неделю. Так, каждое воскресенье возле памятника начали звучать стихи. Сначала Маяковского, затем молодые поэты стали читать собственные произведения.

Часть из этих стихов была не из числа тех, что охотно напечатали бы официально. Поэтов начали разгонять. Чтения продолжались до осени. Потом был перерыв до 1960 года. Ещё год спустя собрания творческой молодёжи постепенно сошли на нет.

Традицию возобновили уже в нашем веке. С конца нулевых, в тёплое время года можно вновь увидеть выступления современных поэтов возле памятника Маяковскому.

Параболическая баллада

Прогулка из фильма «Москва слезам не верит» происходит в 1958 году. Летом, судя по тому, как одеты люди в вышеупомянутом эпизоде. То есть Катерина с Людмилой застали самое зарождение «Маяковских чтений» - первый месяц выступлений молодых советских поэтов.

А читает стихи в момент их прогулки никто иной, как Андрей Вознесенский, сыгравший в фильме самого себя. Аккурат на 1958 год пришёлся его литературный дебют в печати. Народную известность он обрёл ещё спустя год.

Стихотворение из фильма, которое не поняла Людмила, называется «Параболическая баллада». Примечательно, что большинство источников датируют произведение 1959 годом. То ли в фильме поэт цитирует будущее, то ли люди на площади услышали свежее стихотворение значительно раньше остальных.

Поэт-песенник

Камео поэта в фильме «Москва слезам не верит» - не единственный случай, когда благодаря массовой культуре малознакомые со стихами Вознесенского люди могли прикоснуться к его творчеству.

Его произведения стали основой многих популярных песен. Часть стихотворений изначально была написана для исполнения музыкантами на сцене, но чаще композиторы создавали музыку под уже напечатанные стихи.

В начале девяностых по радио гремел хит Евгения Осина «Плачет девушка в автомате». Эта песня является переработанной версией стихотворения Вознесенского «Первый лёд» 1959 года. Ещё до Осина его музыкальную вариацию любили исполнять многие дворовые компании.

Также Вознесенский – автор текста к рок-опере «Юнона и Авось». Изначально к нему обратились с просьбой написать слова для музыкальной постановки «Слова о полку Игореве». Однако поэт идею отверг и предложил сделать мюзикл по его поэме «Авось».

Жил-был художник один

Но наиболее широко, пожалуй, разошлись стихи Вознесенского в исполнении Аллы Пугачёвой. Произведение «Миллион роз» поэт написал специально для Примадонны под уже готовую музыку Раймонда Паулса.

Певица стараний не оценила. Слова, да и сам сюжет показались ей слишком наивными и примитивными. Тем не менее, Вознесенский отказался править текст. И чем больше Пугачёва выступала с не понравившейся ей поначалу песней, тем популярнее та становилась.

Наивный сюжет поэт позаимствовал в легенде о грузинском художнике Нико Пиросмани, влюблённом во французскую актрису Маргариту де Севр. А конкретно - в изложении этой легенды Константином Паустовским. Именно в этой версии говорится о многочисленных арбах с цветами, которые художник пригнал к дому возлюбленной, распродав всё имущество.

Песня стала хитом не только в СССР, но и за его пределами. К примеру, в японском городе Фукуяма её и вовсе сделали неофициальным гимном.