Литературное богатство «Дня сурка»

 

Сегодня в США и Канаде отмечают День сурка. Считается, что если на улице пасмурно, то покидающий нору сурок не увидит собственной тени, и в скором времени придёт весна. В противном случае зима продлится ещё шесть недель. Русскоговорящим людям этот праздник, как правило, не слишком близок. Зато чрезвычайно знакомо само словосочетание «день сурка», вошедшее в обиход благодаря одноимённому фильму с Биллом Мюрреем в главной роли. Как сценарий «Дня сурка» связан с Германом Гессе, Альбером Камю и Антоном Чеховым? Поговорим об этом в сегодняшнем материале.

Сюжет

Метеоролог с одного из телеканалов Фил Коннорс в компании продюссера прогноза погоды Ритой Хансон и оператором Ларри отправляются в маленький городок Панксатони, чтобы снять репортаж о местном праздновании Дня сурка. Филу скучно, он хочет поскорее закончить работу и вернуться домой. Однако после праздника начинается снежная буря, и команда вынуждена остаться в Панксатони на ночь.

С утра телеведущего не покидает ощущение дежавю. Та же песня, что и вчера звучит из радиобудильника, с теми же, что и накануне, фразами обращаются к нему местные жители, а на главной площади города вновь готовятся праздновать День сурка. Фил понимает, что день повторился. В надежде, что кошмар закончится, он засыпает, но утром опять наступает 2 февраля. Из раза в раз.

Остаётся неизменным дата на календаре, но меняется сам Фил. Экспериментируя с собственным поведением, он начинает получать удовольствие от открывшихся возможностей, потом ненавидит ловушку, в которой оказался, следом пытается научиться в ней жить. И новая жизнь Фила совершенно не похожа на ту, что была у него до визита в Панксатони, да и сам репортёр уже совершенно иной человек.

Источники вдохновения

Автор сценария «Дня сурка» Дэнни Рубин получил за эту работу премию BAFTA. Создание первой версии заняло около восьми недель. Однако сама задумка пришла Рубину несколькими годами ранее. В своих черновиках он назвал её «Машиной времени». Это должна была быть история о человеке, попавшем во временную петлю. Но как её развить сценарист тогда не придумал.

Однажды в кинотеатре Рубин листал книгу Энн Райс «Вампир Лестат» и задумался о вечной жизни. Каково это? На что тратить бесконечные дни? Как скоро всё это надоест? Тогда он и вспомнил о «Машине времени», нащупав, в какую сторону развивать историю.

Чтобы не растекаться по многовековому хронометражу, Рубин ограничил время событий одним днём. День сурка он выбрал наугад, как первый попавшийся нейтральный и малоизвестный праздник.

Работая над сценарием, он также вдохновлялся идеями буддизма, в частности романом «Сиддхартха» Германа Гессе, и в итоге создал не просто комедию, а фильм с глубоким философским посылом. Также ему нравилась атмосфера чеховских пьес, именно поэтому в последнее утро 2 февраля Фил Коннорс ссылается на русского литератора в своём репортаже.

Палитра культурных отсылок

Буддийские мотивы прослеживаются, к примеру, в продолжительности временной петли. В фильме показаны около 20 дней жизни Фила внутри 2 февраля. Однако подсчитать, сколько всего времени он провёл, проживая один и тот же день, затрудняются даже создатели ленты. Учитывая приобретённые героем фильма навыки, многие выдвигают теорию о 10 тысячах часов, которые требуются для достижения мастерства. Но истина куда более впечатляюща. Изначально Рубин планировал вставить в фильм счётчик, который показывал бы, сколько времени Фил просыпается под одну и ту же песню. И этот счётчик должен был отлистать 10 тысяч лет. Согласно буддийским учениям, именно такой отрезок нужен душе для перехода на новый уровень.

Посмотрев фильм, зрители обнаружили в нём куда больше художественных параллелей, чем изначально закладывал сам автор. В нём увидели сходство с «Мифом о Сизифе» абсурдиста Альбера Камю, идеями Фридриха Ницше о вечном возвращении, мифом о пастухе Гиге из «Государства» Платона. О близких к своим конфессиям посылах в «Дне сурка» заявляли представители разных течений христианства и иудаизма.Литературное богатство «Дня сурка»

Сегодня в США и Канаде отмечают День сурка. Считается, что если на улице пасмурно, то покидающий нору сурок не увидит собственной тени, и в скором времени придёт весна. В противном случае зима продлится ещё шесть недель. Русскоговорящим людям этот праздник, как правило, не слишком близок. Зато чрезвычайно знакомо само словосочетание «день сурка», вошедшее в обиход благодаря одноимённому фильму с Биллом Мюрреем в главной роли. Как сценарий «Дня сурка» связан с Германом Гессе, Альбером Камю и Антоном Чеховым? Поговорим об этом в сегодняшнем материале.

Сюжет

Метеоролог с одного из телеканалов Фил Коннорс в компании продюссера прогноза погоды Ритой Хансон и оператором Ларри отправляются в маленький городок Панксатони, чтобы снять репортаж о местном праздновании Дня сурка. Филу скучно, он хочет поскорее закончить работу и вернуться домой. Однако после праздника начинается снежная буря, и команда вынуждена остаться в Панксатони на ночь.

С утра телеведущего не покидает ощущение дежавю. Та же песня, что и вчера звучит из радиобудильника, с теми же, что и накануне, фразами обращаются к нему местные жители, а на главной площади города вновь готовятся праздновать День сурка. Фил понимает, что день повторился. В надежде, что кошмар закончится, он засыпает, но утром опять наступает 2 февраля. Из раза в раз.

Остаётся неизменным дата на календаре, но меняется сам Фил. Экспериментируя с собственным поведением, он начинает получать удовольствие от открывшихся возможностей, потом ненавидит ловушку, в которой оказался, следом пытается научиться в ней жить. И новая жизнь Фила совершенно не похожа на ту, что была у него до визита в Панксатони, да и сам репортёр уже совершенно иной человек.

Источники вдохновения

Автор сценария «Дня сурка» Дэнни Рубин получил за эту работу премию BAFTA. Создание первой версии заняло около восьми недель. Однако сама задумка пришла Рубину несколькими годами ранее. В своих черновиках он назвал её «Машиной времени». Это должна была быть история о человеке, попавшем во временную петлю. Но как её развить сценарист тогда не придумал.

Однажды в кинотеатре Рубин листал книгу Энн Райс «Вампир Лестат» и задумался о вечной жизни. Каково это? На что тратить бесконечные дни? Как скоро всё это надоест? Тогда он и вспомнил о «Машине времени», нащупав, в какую сторону развивать историю.

Чтобы не растекаться по многовековому хронометражу, Рубин ограничил время событий одним днём. День сурка он выбрал наугад, как первый попавшийся нейтральный и малоизвестный праздник.

Работая над сценарием, он также вдохновлялся идеями буддизма, в частности романом «Сиддхартха» Германа Гессе, и в итоге создал не просто комедию, а фильм с глубоким философским посылом. Также ему нравилась атмосфера чеховских пьес, именно поэтому в последнее утро 2 февраля Фил Коннорс ссылается на русского литератора в своём репортаже.

Палитра культурных отсылок

Буддийские мотивы прослеживаются, к примеру, в продолжительности временной петли. В фильме показаны около 20 дней жизни Фила внутри 2 февраля. Однако подсчитать, сколько всего времени он провёл, проживая один и тот же день, затрудняются даже создатели ленты. Учитывая приобретённые героем фильма навыки, многие выдвигают теорию о 10 тысячах часов, которые требуются для достижения мастерства. Но истина куда более впечатляюща. Изначально Рубин планировал вставить в фильм счётчик, который показывал бы, сколько времени Фил просыпается под одну и ту же песню. И этот счётчик должен был отлистать 10 тысяч лет. Согласно буддийским учениям, именно такой отрезок нужен душе для перехода на новый уровень.

Посмотрев фильм, зрители обнаружили в нём куда больше художественных параллелей, чем изначально закладывал сам автор. В нём увидели сходство с «Мифом о Сизифе» абсурдиста Альбера Камю, идеями Фридриха Ницше о вечном возвращении, мифом о пастухе Гиге из «Государства» Платона. О близких к своим конфессиям посылах в «Дне сурка» заявляли представители разных течений христианства и иудаизма.

А уж сколько писателей-фантастов, сценаристов и драматургов вдохновил «День сурка» на создание собственных интерпретаций затронутой в нём проблематике – не пересчитать.

Всем счастливчикам, кто ещё не видел этот фильм, от души рекомендуем посмотреть. Кто видел – предлагаем взглянуть на него под новым углом и поразмыслить над его философией, а также познакомиться с упомянутыми выше произведениями.