Сегодня в США и Канаде отмечают День сурка. Считается, что если на улице пасмурно, то покидающий нору сурок не увидит собственной тени, и в скором времени придёт весна. В противном случае зима продлится ещё шесть недель. Русскоговорящим людям этот праздник, как правило, не слишком близок. Зато чрезвычайно знакомо само словосочетание «день сурка», вошедшее в обиход благодаря одноимённому фильму с Биллом Мюрреем в главной роли. Как сценарий «Дня сурка» связан с Германом Гессе, Альбером Камю и Антоном Чеховым? Поговорим об этом в сегодняшнем материале.
⠀
Сюжет
⠀
Метеоролог с одного из телеканалов Фил Коннорс в компании продюссера прогноза погоды Ритой Хансон и оператором Ларри отправляются в маленький городок Панксатони, чтобы снять репортаж о местном праздновании Дня сурка. Филу скучно, он хочет поскорее закончить работу и вернуться домой. Однако после праздника начинается снежная буря, и команда вынуждена остаться в Панксатони на ночь.
⠀
С утра телеведущего не покидает ощущение дежавю. Та же песня, что и вчера звучит из радиобудильника, с теми же, что и накануне, фразами обращаются к нему местные жители, а на главной площади города вновь готовятся праздновать День сурка. Фил понимает, что день повторился. В надежде, что кошмар закончится, он засыпает, но утром опять наступает 2 февраля. Из раза в раз.
⠀
Остаётся неизменным дата на календаре, но меняется сам Фил. Экспериментируя с собственным поведением, он начинает получать удовольствие от открывшихся возможностей, потом ненавидит ловушку, в которой оказался, следом пытается научиться в ней жить. И новая жизнь Фила совершенно не похожа на ту, что была у него до визита в Панксатони, да и сам репортёр уже совершенно иной человек.
⠀
Источники вдохновения
⠀
Автор сценария «Дня сурка» Дэнни Рубин получил за эту работу премию BAFTA. Создание первой версии заняло около восьми недель. Однако сама задумка пришла Рубину несколькими годами ранее. В своих черновиках он назвал её «Машиной времени». Это должна была быть история о человеке, попавшем во временную петлю. Но как её развить сценарист тогда не придумал.
⠀
Однажды в кинотеатре Рубин листал книгу Энн Райс «Вампир Лестат» и задумался о вечной жизни. Каково это? На что тратить бесконечные дни? Как скоро всё это надоест? Тогда он и вспомнил о «Машине времени», нащупав, в какую сторону развивать историю.
⠀
Чтобы не растекаться по многовековому хронометражу, Рубин ограничил время событий одним днём. День сурка он выбрал наугад, как первый попавшийся нейтральный и малоизвестный праздник.
⠀
Работая над сценарием, он также вдохновлялся идеями буддизма, в частности романом «Сиддхартха» Германа Гессе, и в итоге создал не просто комедию, а фильм с глубоким философским посылом. Также ему нравилась атмосфера чеховских пьес, именно поэтому в последнее утро 2 февраля Фил Коннорс ссылается на русского литератора в своём репортаже.
⠀
Палитра культурных отсылок
⠀
Буддийские мотивы прослеживаются, к примеру, в продолжительности временной петли. В фильме показаны около 20 дней жизни Фила внутри 2 февраля. Однако подсчитать, сколько всего времени он провёл, проживая один и тот же день, затрудняются даже создатели ленты. Учитывая приобретённые героем фильма навыки, многие выдвигают теорию о 10 тысячах часов, которые требуются для достижения мастерства. Но истина куда более впечатляюща. Изначально Рубин планировал вставить в фильм счётчик, который показывал бы, сколько времени Фил просыпается под одну и ту же песню. И этот счётчик должен был отлистать 10 тысяч лет. Согласно буддийским учениям, именно такой отрезок нужен душе для перехода на новый уровень.
⠀
Посмотрев фильм, зрители обнаружили в нём куда больше художественных параллелей, чем изначально закладывал сам автор. В нём увидели сходство с «Мифом о Сизифе» абсурдиста Альбера Камю, идеями Фридриха Ницше о вечном возвращении, мифом о пастухе Гиге из «Государства» Платона. О близких к своим конфессиям посылах в «Дне сурка» заявляли представители разных течений христианства и иудаизма.Литературное богатство «Дня сурка»
⠀
Сегодня в США и Канаде отмечают День сурка. Считается, что если на улице пасмурно, то покидающий нору сурок не увидит собственной тени, и в скором времени придёт весна. В противном случае зима продлится ещё шесть недель. Русскоговорящим людям этот праздник, как правило, не слишком близок. Зато чрезвычайно знакомо само словосочетание «день сурка», вошедшее в обиход благодаря одноимённому фильму с Биллом Мюрреем в главной роли. Как сценарий «Дня сурка» связан с Германом Гессе, Альбером Камю и Антоном Чеховым? Поговорим об этом в сегодняшнем материале.
⠀
Сюжет
⠀
Метеоролог с одного из телеканалов Фил Коннорс в компании продюссера прогноза погоды Ритой Хансон и оператором Ларри отправляются в маленький городок Панксатони, чтобы снять репортаж о местном праздновании Дня сурка. Филу скучно, он хочет поскорее закончить работу и вернуться домой. Однако после праздника начинается снежная буря, и команда вынуждена остаться в Панксатони на ночь.
⠀
С утра телеведущего не покидает ощущение дежавю. Та же песня, что и вчера звучит из радиобудильника, с теми же, что и накануне, фразами обращаются к нему местные жители, а на главной площади города вновь готовятся праздновать День сурка. Фил понимает, что день повторился. В надежде, что кошмар закончится, он засыпает, но утром опять наступает 2 февраля. Из раза в раз.
⠀
Остаётся неизменным дата на календаре, но меняется сам Фил. Экспериментируя с собственным поведением, он начинает получать удовольствие от открывшихся возможностей, потом ненавидит ловушку, в которой оказался, следом пытается научиться в ней жить. И новая жизнь Фила совершенно не похожа на ту, что была у него до визита в Панксатони, да и сам репортёр уже совершенно иной человек.
⠀
Источники вдохновения
⠀
Автор сценария «Дня сурка» Дэнни Рубин получил за эту работу премию BAFTA. Создание первой версии заняло около восьми недель. Однако сама задумка пришла Рубину несколькими годами ранее. В своих черновиках он назвал её «Машиной времени». Это должна была быть история о человеке, попавшем во временную петлю. Но как её развить сценарист тогда не придумал.
⠀
Однажды в кинотеатре Рубин листал книгу Энн Райс «Вампир Лестат» и задумался о вечной жизни. Каково это? На что тратить бесконечные дни? Как скоро всё это надоест? Тогда он и вспомнил о «Машине времени», нащупав, в какую сторону развивать историю.
⠀
Чтобы не растекаться по многовековому хронометражу, Рубин ограничил время событий одним днём. День сурка он выбрал наугад, как первый попавшийся нейтральный и малоизвестный праздник.
⠀
Работая над сценарием, он также вдохновлялся идеями буддизма, в частности романом «Сиддхартха» Германа Гессе, и в итоге создал не просто комедию, а фильм с глубоким философским посылом. Также ему нравилась атмосфера чеховских пьес, именно поэтому в последнее утро 2 февраля Фил Коннорс ссылается на русского литератора в своём репортаже.
⠀
Палитра культурных отсылок
⠀
Буддийские мотивы прослеживаются, к примеру, в продолжительности временной петли. В фильме показаны около 20 дней жизни Фила внутри 2 февраля. Однако подсчитать, сколько всего времени он провёл, проживая один и тот же день, затрудняются даже создатели ленты. Учитывая приобретённые героем фильма навыки, многие выдвигают теорию о 10 тысячах часов, которые требуются для достижения мастерства. Но истина куда более впечатляюща. Изначально Рубин планировал вставить в фильм счётчик, который показывал бы, сколько времени Фил просыпается под одну и ту же песню. И этот счётчик должен был отлистать 10 тысяч лет. Согласно буддийским учениям, именно такой отрезок нужен душе для перехода на новый уровень.
⠀
Посмотрев фильм, зрители обнаружили в нём куда больше художественных параллелей, чем изначально закладывал сам автор. В нём увидели сходство с «Мифом о Сизифе» абсурдиста Альбера Камю, идеями Фридриха Ницше о вечном возвращении, мифом о пастухе Гиге из «Государства» Платона. О близких к своим конфессиям посылах в «Дне сурка» заявляли представители разных течений христианства и иудаизма.
А уж сколько писателей-фантастов, сценаристов и драматургов вдохновил «День сурка» на создание собственных интерпретаций затронутой в нём проблематике – не пересчитать.
⠀
Всем счастливчикам, кто ещё не видел этот фильм, от души рекомендуем посмотреть. Кто видел – предлагаем взглянуть на него под новым углом и поразмыслить над его философией, а также познакомиться с упомянутыми выше произведениями.