Литературное наследие Шолохова: знаменит не числом, но талантом

Пяти пальцев руки хватит, чтобы перечислить книги, написанные Шолоховым. Но малое число не преуменьшает огромной значимости его произведений. Каждое из них, независимо от объёма, стало важным вкладом в сокровищницу отечественной, да и мировой литературы. «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за Родину»... Таково творческое наследие писателя.

«С потом и кровью»

Бесспорным фаворитом в этом ряду является роман «Тихий Дон», принёсший Шолохову Нобелевскую и Сталинскую премии. Сразу следом литературоведы единодушно ставят «Поднятую целину». Судьбу этого произведения тоже лёгкой не назовёшь. Промежуток между выходом первой книги и второй составил без малого 30 лет. Первый том был опубликован в 1932 году, а под одной обложкой оба они вышли только в 1960-м.

Написать роман о коллективизации Шолохову предложил Сталин. Очевидно, ожидая получить талантливую пропагандистскую работу. Но писатель врать не умел и не хотел. Описывая трагедию «великого перелома», он первоначально даже назвал книгу «С потом и кровью». Однако в журнале «Новый мир», где началась публикация первой книги, название забраковали.

Особенно тяжело, уже с потом и кровью самого писателя, шла работа над вторым томом. Чтобы не описывать ужасы принудительной коллективизации в художественной форме, он писал письма о перегибах самому вождю народов. К началу Великой Отечественной войны вторая книга была закончена, однако рукопись погибла в 1942 году во время бомбёжки. Восстанавливал её автор долго, тщательно работая над образами. В итоге получились не безликие типажи-носители определённой идеи, но живые люди, в которых веришь и которым сопереживаешь. Андрей Платонов, сам писавший о коллективизации, назвал «Поднятую целину» самой честной вещью «из колхозных». За это произведение писателю была присуждена Ленинская премия.

Герои — простые люди

Если шолоховское наследие выстроить в хронологическом порядке, то зачинателями будут «Донские рассказы», опубликованные в одном сборнике в 1926 году. Работать над ними автор начал тремя годами раньше. И сразу заявил о себе как о большом писателе, творчество которого посвящено глубинному, из низов, народу. Теме народности Шолохов остался верен до конца. Герои небольших рассказов, их черты, характеры, сочный южнорусский говор, хлёсткий искромётный юмор стали фундаментом, получив продолжение и развитие в дальнейших эпохальных книгах. Можно сказать, в жанре рассказа оттачивалось мастерство писателя.

Важной темой «Донских рассказов» стала Гражданская война с её социальным расколом, разъединением на «своих» и «чужих», когда «врагами» становились даже члены одной семьи. Автор, сам прошедший через горнило войны, выступает как очевидец и летописец тех жестоких кровавых событий. Но писатель при этом ведёт себя пристрастно. Так, несмотря на трагизм братоубийственных схваток и тяжёлую жизнь простых дончан шолоховские персонажи верят в лучшее будущее и, как могут, приближают его.

На первый взгляд, налицо идеологическая ангажированность писателя. Однако мотивация Шолохова выходит далеко за рамки коммунистической или любой другой идеи. Главные персонажи в глазах автора — великодушные и преисполненные чувства собственного достоинства, свободные и верящие в собственные силы. Его герои — простые люди, всегда готовые на подвиг во имя других простых людей.

Последняя соломинка — любовь

На долю Шолохова выпали две войны. Великая Отечественная, помимо фронтовых очерков, описана им в рассказе «Наука ненависти», напечатанном в «Правде» в 1942 году. Затем, после полутора десятков лет осмысления, появился пронзительный рассказ «Судьба человека».

Это история одного отдельно взятого «рядового войны», имя которого никогда не появлялось, да и не могло появиться во фронтовых сводках. Вместе с тем это собирательный образ миллионов советских людей, заплативших огромную цену за победу. На долю Андрея Соколова выпали все мыслимые и немыслимые невзгоды и лишения. Он осиротел в детстве: родители и сестрёнка умерли от голода. Потом был период относительного благополучия. Но мирную жизнь порушило фашистское нашествие. Личный счёт, который заплатил Соколов, поистине страшен. Два года плена, когда он постоянно был на волосок от смерти. Любимая жена и дочки погибают под бомбёжкой. Ровно в День Победы война отнимает сына...

Шолоховский герой к своим 45 годам потерял всё. Где же обрести силы, чтобы жить дальше? Автор уверен: только в любви. Малыш-беспризорник Ванюшка, которому Соколов заменил родного отца, стал той спасительной соломинкой, за которую ухватились они оба.

Хемингуэй назвал это произведение лучшим рассказом XX века.

Без пафоса защитили страну

Рядовые бойцы стали героями ещё одной, к сожалению, незавершённой, книги Шолохова «Они сражались за Родину». Попросил написать «правду о войне» и вывести на передний план простых солдат Сталин. С ним писатель встречался в 1942 году, накануне своего дня рождения. Впрочем, автор и сам признавался, что описывать мастерство полководцев ему было бы затруднительно. Шолохов вышел из народа, никогда не порывал связи с ним, был носителем глубинных народных черт. Потому и смог блестяще воплотить это знание на литературном поприще, создавая запоминающиеся и достоверные образы.

Известные на сегодня главы романа публиковались в 1943 году. Выдуманные персонажи сразу прижились в реальной жизни. Ведь сопереживая историям Ивана Звягинцева, Николая Стрельцова и Петра Лопахина — трёх солдат, которых война свела и сдружила в битве под Сталинградом, - любой фронтовик мог вспомнить своих однополчан, идеально подходящих под тот или иной описываемый характер, а то и себя узнать.

Писатель показал фронтовые будни без прикрас. В романе много страшных трагических сцен. Но и юмора хватает. Всё как в жизни. Отчизна позвала народ на ратный подвиг, и люди без пафоса грудью заслонили страну.

...Шолохов возвращался к продолжению романа почти сорок лет. Но второй том так и не увидел свет. Подобно Гоголю, писатель на закате жизни уничтожил рукопись.

 

2020 | Библиотеки Юго-Востока Москвы