Литры кофе, шарики из хлеба, уродливые стрижки и другие способы повысить работоспособность

Легко говорить о вдохновении, когда обсуждаешь чужое творчество. Большинство писателей не могли позволить себе подобной роскоши. Для них литература была профессией, и работать над произведением приходилось вне зависимости от близости музы в данный момент. Поэтому многие выработали собственные ритуалы, которые позволяли работать продуктивнее. Рассказываем о том, как организовывали свой творческий процесс Виктор Гюго, Николай Гоголь и другие литераторы.

Оноре де Бальзак

Бальзак был ярко выраженной совой и предпочитал писать по ночам. А создавая «Человеческую комедию», он и вовсе практически лишил себя сна. К работе Бальзак приступал около часа ночи и мог творить до самого утра. После небольшого перерыва он вновь возвращался к произведению и писал ещё часов семь. Поддерживать себя в тонусе на протяжении этого времени ему помогал кофе. В течение суток писатель выпивал до полусотни чашек бодрящего напитка. Очередной перерыв Бальзак устраивал около 16:00, а в 18:00 ложился спать, чтобы уже семь часов спустя вновь вернуться к работе.

Эрнест Хемингуэй

Эрнест Хемингуэй, наоборот, предпочитал ранние подъемы. Даже если накануне он позволял себе изрядно «погулять», в половине шестого, максимум – в шесть, утра писатель стабильно садился за печатную машинку. Хемингуэй объяснял это тем, что в раннее время достаточно прохладно, и никто не беспокоит. Была у писателя и чёткая норма выработки: 500 слов. Достигнув этой цифры, он заканчивал работу и переключался на другие дела. Кстати, писать Хемингуэй предпочитал стоя, что помогало ему сконцентрироваться.

Николай Гоголь

Работать стоя любил и Николай Гоголь. Как правило, его произведения проходили несколько редакций. Сначала литератор писал в черновик так, как ему виделось в данный момент, после чего на время откладывал тетрадь. После возвращался к записям, вносил правки и вновь забывал о них. От первых набросков до итогового результата он мог повторять процедуру до восьми раз. Были у писателя и творческие помощники. В частности, работая, он в огромных количествах поедал сладости, а также медитативно катал шарики из хлеба.

Чарльз Диккенс

Секрет работоспособности Диккенса заключался в педантичном отношении к творчеству. Он работал в полном одиночестве за звуконепроницаемой дверью строго с девяти утра и до двух часов пополудни. При этом писателю было важно, чтобы все предметы на рабочем столе хранились исключительно на своих местах. Интересная особенность кабинета Диккенса – множество зеркал по периметру комнаты. Говорят, писатель любил корчить в них рожи, продумывая характеры персонажей для своих произведений.

Виктор Гюго

Был сторонником чёткого производственного графика и Виктор Гюго. Обычно он приступал к работе сразу после завтрака и творил до полудня. После чего поднимался на крышу, чтобы окатить себя ледяной водой, шокируя прохожих и соседей. Однако соблюдать такой распорядок дня писателю было непросто. Для этого он шёл на некоторые ухищрения. Например, приказывал увезти из дома всю одежду, чтобы не в чем было выходить на улицу. А однажды Гюго и вовсе состриг половину волос, чтобы лишить себя соблазна лишний раз показаться на людях.