Не так давно при записи в библиотеку оформлялся читательский формуляр, где данных было больше, чем в паспорте. Подробнее об этом библиотечном атрибуте, который уже стал историей – в нашем материале

При записи в библиотеку читателей знакомили с Правилами пользования. Ознакомившись с ними, читатель подтверждал это подписью на бланке формуляра. На последней странице формуляра обязательно ставилась отметка о согласии на обработку персональных данных. Соответствующую подпись также ставил собственноручно читатель, либо его законный представитель.

В графе «Состоит читателем библиотеки с...» кроме даты записи в библиотеку, ежегодно проставлялась дата перерегистрации. При замене формуляра, самую первую дату переносили в новый. Так прослеживали читательский стаж посетителя.

В филиалах библиотек, где обслуживали детей и подростков, отмечали номера класса или курса и название учебного заведения. На формуляре могли присутствовать три дополнительные пометки об особом статусе или социальном положении читателей. Например, буква «И» обозначала инвалидность, буквой «П» отмечали пенсионеров, «Р» - руководителей, сочетанием «РДЧ» – руководителей детского чтения. Эти отметки делали для дифференцированного обслуживания посетителей.

Также библиотекари могли записать в формуляре дополнительные сведения о читателе: его увлечения, хобби и предпочтения в чтении. А потом советовать ему книги в соответствии с этими интересами, повышая таким образом качество обслуживания.

В некоторых подразделениях в формулярах указывали возрастную категорию читателей: Д – дети, Ю – юношество, В – взрослые.

При перерегистрации уточнялись анкетные сведения о пользователе и вносились необходимые изменения. При изменении фамилии читателя заполнялся новый формуляр.

Все документы, выдаваемые читателям на дом, сотрудник тоже вносил в формуляр. Указывались дата возврата книги, инвентарный номер, классификационный индекс, автор и заглавие. При выдаче журналов в формуляре проставлялся год журнала и его номер. Пользователь был обязан расписываться за каждый полученный экземпляр выданного документа. При возврате библиотекарь «гасил» эти подписи, ставя свою. Дети самостоятельно расписывались в формуляре, начиная с 1 класса школы.

Одновременно можно было брать не более 5 книг. Их выдавали на 2 недели в детских библиотеках и на месяц – во взрослых.

Внесение всех взятых книг в формуляр занимало много времени. А если сотрудник библиотеки работал на кафедре обслуживания один, то могли возникнуть очереди. Но был и плюс: формуляр был своеобразным дневником чтения. Читатели могли проследить взятые ранее книги. Не повторяться в случае, если забыли об одной из них. Библиотекам эти записи помогали проводить анализировать читательский спрос. На основе этих данных принимали решения по комплектованию фонда библиотеки новыми книгами.

Позже читательский формуляр упростился. Выданные книги уже не записывали: просто книжные формуляры вынимали из книги и собирали в кармашке читательского формуляра. При этом читатель расписывался за взятую книгу уже на книжном формуляре рядом с указанным сроком возврата. Возврат сопровождала обратная процедура, при этом отметку о выдаче книги просто вычеркивали.

Такой способ позволял анализировать, как часто книгу брали на дом, когда ее читали последний раз и сколько раз за год ее прочли. Для этого достаточно было взять с полки любую книгу и подсчитать количество записей в книжном формуляре.

В каждую библиотеку нужно было записываться заново. Сейчас в Москве внедрена Автоматизированная библиотечная информационная система. В неё же вносят новых читателей и выданные им книги. Читательский билет стал единым почти для всех библиотек города. Все Библиотеки Юго-Восточного округа перешли на ЕЧБ. Это позволяет, единожды записавшись в любую из библиотек округа, посещать остальные без нужды отдельно записываться в них.

Уже не 5, а целых 15 книг можно взять на дом сроком на месяц с возможностью их продления еще три раза. По истечению этого срока книгу надо вернуть в библиотеку.

Взаимоотношения читателя с библиотекой регламентирует договор. Его подписывают при оформлении Единого читательского билета. Этот договор вместе с автоматизированной библиотечной информационной системой стал современной заменой читательского формуляра.