Николай Носов в поисках себя

23 ноября 1908 года родился один из главных отечественных детских писателей – Николай Носов. С самых ранних лет в нём обнаружились задатки талантливого литератора. В пять лет он научился читать. В юном возрасте придумал живущих в клумбах человечков размером с палец, которые позже стали прообразом коротышек из трилогии о приключениях Незнайки. В школе писал для самодельного журнала…

Однако к профессиональной литературе Носова вёл довольно извилистый путь, затянувшийся на 20 лет после первой пробы пера. Рассказываем о ключевых поворотах, не вопреки, но благодаря которым в итоге увидели свет любимые нами произведения Николая Николаевича.

Всего сразу и побольше

Носов был жаден до увлечений. В разные годы его интересовали наука, музыка, шахматы, фотография и киноиндустрия. Он быстро загорался, смело пробовал и легко отбрасывал всё, что не нравилось. Вспоминая свои юные годы, писатель говорил, что не умел сосредоточиться на каком-то одном занятии и хватался за всё, что вызывало интерес. Причём, вопреки этому утверждению, если уж брался за дело, то подходил к нему основательно и погружался в процесс досконально и глубоко.

Путь в музыку

Отец писателя играл на баяне, балалайке, гитаре и мандолине. Азам игры на последней он обучил сына. Дальше юный Коля стал осваивать инструмент самостоятельно. Вскоре он мог сыграть на слух любое произведение, начал импровизировать, чуть позже изучил нотную грамоту.

Однажды мальчик попробовал скрипку и подумал податься в музыканты. Долго работал, чтобы накопить на инструмент, а потом разочаровался. Ему не нравилось, как звучит скрипка в неумелых руках, а уроки у педагога были скучными. В итоге Носов спрятал скрипку и больше к ней не прикасался.

Мандалину же он не забросил. Играл для души и в оркестре, охотно брался за инструмент даже в преклонном возрасте.

Постижение наук

В гимназии Носов поначалу учился неважно, даже оставался на второй год. Он был уверен, что и учителя давно поставили на нём крест. Однако однажды, на вопрос, как учится Коля, один из них ответил: «Ничего». Тогда Носов взялся за ум и стал навёрстывать упущенную программу.

Нашёл подходящую книгу, изучил алгебру, вскоре догнав по уровню одноклассников. Активно включился в учебный процесс. Уроки стали ему всё более интересны. Носова увлекла физика, а химию он и вовсе считал королевой наук, объясняющей всё вокруг.

Вместе со столь же увлечённым одноклассником они оборудовали на чердаке дома лабораторию, где проводили собственные химические опыты. Тогда Носов твёрдо решил связать с этой наукой свою жизнь и собрался поступать в политех.

Полотно с настроением

Поступить сразу не удалось – гимназического образования было недостаточно, и Носов начал трудиться на любых возможных работах, параллельно учась в вечерней рабочей школе.

Его брат в это время изучал живопись. Однажды, будущий писатель раскритиковал художественный подход брата. Сказал, что задача живописца – не просто изобразить что-то, но передать настроение. А для этого нужно запечатлевать подходящие для этого места.

Завязался спор, в ходе которого брат подбил Николая Носова подтвердить это на своём примере. А у того на примете уже было такое «правильное» место. Оставалась одна загвоздка. Он плохо рисовал.

Из химиков – в кинематографисты

Тогда Носов, по привычке, погрузился в книги, а изучив матчасть, собрал фотоаппарат. Даже не опробовав его, он отправился в то самое место и сделал три снимка. Один из них удовлетворил будущего литератора, а брата заставил завистливо отмахиваться, дескать фотография – не искусство.

Познакомившись с фотографией ближе, Николай Носов, был уверен, что это не так. А ещё больше возможностей для проявления творчества он видел в кинематографе. И, узнав, что в художественном институте есть киноотделение, Носов похоронил идею стать химиком и пошёл учиться туда.

Истории для сына

После института работал по профессии – снимал учебные фильмы для армии. Был награждён за своё творчество орденом Красной звезды.

Сочинять детские истории он начал случайно. Поначалу рассказывал их сыну и его друзьям. А когда увидел, что им нравится, стал записывать.

Потом пошли публикации в журнале «Мурзилка», первый авторский сборник… До момента, когда Носов оставил свою прежнюю работу и полностью перешёл в литературу, с момента выхода первых рассказов прошло несколько лет.

Секрет мастерства

Тот самый интерес ко всему сразу, желание заниматься любимым делом и поиск собственного места в метаниях от профессии к профессии в итоге сделали Николая Носова одним из главных детских писателей поколения, причём далеко не одного.

Литератор стал тем, кем стал не вопреки, а благодаря этим качествам. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…», — писал нашедший-таки свою главную миссию Носов.

Он был убеждён, что литературную ценность имеют лишь те произведения, в которых передан жизненный опыт автора. И у самого Носова этого опыта было с избытком.