Плейлист русских классиков

Сегодня исполняется 84 года со дня рождения Эдуарда Успенского – автора любимых многими поколениями крокодила Гены, Чебурашки, дяди Фёдора и компании, сыщиков Колобков и других персонажей.

Успенский был не только писателем, но и создателем нескольких детских радио- и телепередач. А одна из них, неожиданно для самого автора, оказалась популярной у взрослых зрителей.

Речь идёт о программе «В нашу гавань заходили корабли». Сам Успенский рассказывал, что это была главная песня детства его поколения. Закономерно, что большинство современных детей её не знали вовсе. Зато передача о романтических «народно-дворовых» детских песнях того времени нашла отклик в сердцах сверстников писателя.

К слову, именно в детстве формировались музыкальные вкусы многих литераторов. И большинство из них, в том или ином виде, отдавали предпочтение академическому направлению. Представляем вам музыкальных фаворитов отечественных литературных классиков.

 

Хит-парад Пушкина

Музыку поэту открыли русские народные песни. Их ему пела няня Арина Родионовна. Благодаря этим песням, выражаясь словами Пушкина, он «пополнял недостаток своего образования».

Любовь к фольклору сохранилась с годами. Причём Пушкин с интересом изучал песни и других народов: грузинские, черкесские, цыганские… Отдельной строкой идут ямщицкие песни, к которым поэт питал большую любовь.

Также Пушкину нравилась танцевальная музыка тех лет: всевозможные вальсы, мазурки, кадрили и полонезы.

Из классики предпочитал балеты и оперы. Самые любимые оперы Джоаккино Россини. Также одним из самых почитаемых Пушкиным композиторов был Вольфганг Амадей Моцарт.

Хит-парад Толстого

В молодости Толстой тоже любил народную музыку, особенно в исполнении цыганского хора. С годами горизонты писателя расширились, он стал открывать для себя всё больше авторов и исполнителей. Часто концерты проходили прямо в его доме.

К примеру, однажды вместе с Сергеем Рахманиновым у Толстого выступил Фёдор Шаляпин. Последний даже растрогал писателя до слёз.

Подобную реакцию в нём вызывали также произведения Людвига ван Бетховена.

Самым же любимым композитором писателя был Фридерик Шопен. В Ясной Поляне хранилось полное нотное собрание его сочинений.

К слову, Толстой и сам нередко играл на фортепиано. И даже пробовал сочинять. К примеру, сохранилась запись его вальса фа-мажор, которого писатель несколько стеснялся перед более опытными композиторами.

Хит-парад Булгакова

Музыка окружала Булгакова с самого детства. Он, вместе с семьёй, круглый год посещал симфонические концерты, а дома у писателя играли на пианино и пели. Иногда к пианино присоединялись скрипка, балалайка или домра. Мама Булгакова не выдержала лишь когда один из её сыновей решил освоить тромбон…

Писатель изучил нотную грамоту, освоил фортепиано, иногда сочинял сам. В юности он даже мечтал стать оперным певцом и немного обучался вокалу.

С певческой карьерой не сложилось, но любовь к опере осталась. Писатель регулярно ходил на концерты в качестве слушателя. Самыми главными произведениями в жизни Булгакова были «Аида» Джузеппе Верди и «Фауст» Шарля Гуно.

Хит-парад Достоевского

Достоевский не был знатоком теории музыки, что не мешало ему получать удовольствие от концертов. Писатель предпочитал немецких композиторов и итальянскую оперу.

По воспоминаниям его жены, Анны Достоевской, Фёдор Михайлович ценил произведения Вольфганга Амодея Моцарта и Людвига ван Бетховена. «У Бетховена везде страсть и любовь», - делился он с ней впечатлениями.

В то время поклонники оперы сходили с ума по двум итальянским исполнительницам: Терезе де Джули-Борси и Эрминии Фреццолини. Последнюю Достоевский характеризовал как «куклу с хорошим голосом», что «мяукает, словно беленькая кошечка, колыбельную песенку». Первая же была его бесспорной фавориткой.

Хит-парад Чехова

Как и Булгаков, Чехов рос в музыкальной семье. Его отец руководил хором и сам пел. Вместе с сыном Николаем давал дома концерты скрипичного дуэта. Сестра Маша играла на фортепиано. Сам Антон Павлович пел в церковном хоре.

Музыкальным инструментом писатель не овладел, но с удовольствием слушал исполнение на скрипке, виолончели, рояле, ходил в оперу…

Сначала его зацепила итальянская опера, позже – симфоническая музыка. Например, писателю очень нравилось творчество Феликса Мендельсона.

Но особенные отношения связывали Чехова с Петром Чайковским. Они были знакомы лично и регулярно общались. При этом взаимно восхищались творчеством друг друга. «Ужасно люблю», - говорил о музыке Чайковского Чехов. Он даже собирался написать либретто для оперы композитора, но планам не было суждено сбыться.

Писатель посвящал Чайковскому книгу, признавался, что готов был подарить солнце, если бы оно ему принадлежало.

Хит-парад Горького

«Я очень люблю музыку», - признавался Максим Горький. Писатель близко общался с композиторами, вокалистами и инструменталистами. В его доме часто проходили камерные концерты. Там играл пианист и композитор Александр Гольденвейзер, пел Фёдор Шаляпин.

Для последнего была выделена отдельная комната. Сейчас, в музее-квартире Горького, в ней собраны личные вещи певца, напоминающие о тех временах.

Уважал писатель и творчество другого своего современника – Сергея Рахманинова. Горький отмечал, что тот хорошо «слышит тишину».

Главным же композитором для Горького оставался Эдвард Григ. Писатель говорил: «Слушая Грига, видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирное пастбище, тихий ручеек…»

На музыкальных вечерах Горький любил присесть у камина, вертеть поленья и слушать, как играют произведения его любимого композитора.

Хит-парад Довлатова

Сергей Довлатов предпочитал классической музыке джаз. Он не только слушал его, но и писал о нём: эссе, рецензии. «Я хлопал так, что у меня остановились новые часы», - писал Довлатов в таллинской газете о концерте Оскара Питерсона.

Любовь писателя к джазу была обусловлена даже не столько музыкальными, сколько идеологическими предпочтениями. «Джаз – это стилистика жизни… Джазовый музыкант не исполнитель. Он – творец, созидающий на глазах у зрителей своё искусство – хрупкое, мгновенное, неуловимое, как тень падающих снежинок…, - утверждал Довлатов, - Джаз – это мы сами в лучшие наши часы. То есть, когда в нас соседствует душевный подъём, бесстрашие и откровенность».

Тех же творческих принципов писатель придерживался и в своей литературной работе. Среди его любимых исполнителей, олицетворяющих своей музыкой эти идеи, были Джон Колтрейн, Чарли Паркер и Декстер Гордон.

Хит-парад Маяковского

Владимир Маяковский интересовался музыкой, но не считал себя специалистом. Поэт следил за современными течениями, слушал именитых композиторов, но далеко не всё находило отклик в его сердце.

К примеру, «Остров мёртвых» Сергея Рахманинова он окрестил «мелодизированной скукой», а Игоря Стравинского «не любил априорно».

При этом, выходя на прогулку, поэт часто напевал «В путь» Франца Шуберта из цикла «Прекрасная мельничиха». С удовольствием слушал пение Фёдора Шаляпина, произведения Фридерика Шопена, Ференца Листа, Александра Скрябина.

Но особенно сильно его впечатляло творчество Сергея Прокофьева. Однажды, посетив его выступление, поэт нарисовал портрет композитора и подписал: «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича». И если себя Маяковский считал «председателем земного шара от секции поэзии», то Прокофьева – «от секции музыки».