Поэтическая группа, которой не было

Талантливые русские поэты встречались во все времена. Но период наибольшей востребованности отечественной поэзии со стороны слушателей пришёлся на 60-е годы прошлого века. Тогда на стихи был настоящий бум. Поэты собирали огромные залы и были главными звёздами. Но помимо поэтического авангарда в лице Евгения Евтушенко, Владимира Соколова, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского и других шестидесятников, в то время творили и другие авторы. В преддверии Всемирного дня поэзии рассказываем об объединении, известным под названием «лианозовская группа».

Центр андеграунда

Лианозовской группой или лианозовской школой называют творческое объединение поэтов и художников, собиравшихся в квартире художника Оскара Рабина в бараке неподалёку от станции Лианозово Савёловского направления московской железной дороги.

В 60-е годы эта квартира стала центром отечественного андеграунда. Творчество собиравшихся там поэтов и художников относят к поставангарду, совмещающему приёмы авангарда с натурализмом быта послевоенного Подмосковья.

 

 

Ученики и примкнувшие

Основоположником объединения был живший неподалёку поэт и художник Евгений Кропивницкий. Оскар Рабин был его учеником, а после – ещё и зятем. Какое-то время с Рабиным жил другой ученик Кропивницкого – поэт Генрих Сапгир.

Также своим поэтическим становлением Евгению Кропивницкому обязаны его сын Лев и ученик Игорь Холин.

Особняком стояли Ян Сатуновский, познакомившийся с другими лианозовцами уже состоявшимся поэтом и Всеволод Некрасов, также уже имевший публикации в самиздате.

 

Лирика рабочих бараков

Творчество лианозовцев заметно отличалось от официальной советской культуры. Участникам объединения была близка идея, что настоящие стихи возможны вдали от соцреализма и связанных с ним тем. Так, Евгений Кропивницкий, экспериментировал с воспеванием красот удалённых лесных полянок или фантазиями на тему коммунального быта рабочих бараков.

Барачную тему активно использовали и его ученики: Игорь Холин и Генрих Сапгир. Этакая летопись быта городских окраин. Максимально неприглядного, но с задорной подачей.

Поэзия в чистом виде

Вообще, темы для лианозовской школы были вторичны. Просто вышеупомянутые сюжеты хорошо справлялись с главной задачей. И задачей этой был стихотворный эксперимент. Поэзия в чистом виде, где автор максимально отстранён от описываемых событий, а литературный герой весьма абстрактен.

В абсолют возводилось стихосложение как творческий процесс. В поисках новых подходов лианозовцы экспериментировали с просторечными словами, размером и ритмом. Ценилось как звучание стиха, так и его визуальные качества.

 

Власть дала имя

На самом деле отдельной поэтической школой это объединение не было. Это были единомышленники со схожим отношением к поэзии и творчеству, но творящие совершенно по-разному, несмотря на некоторую общность.

Равно как и не были лианозовцы группой. Сами они утверждали, что просто дружили и делились друг с другом своими работами. Не объединяясь при этом в творческий коллектив.

А появлением своим термин «лианозовская группа» обязан официальной власти, которая ввела его, чтобы изгнать из Союза художников Евгения Кропивницкого, обвинив последнего в основании этой самой группы.