Русские литераторы и религия

Сегодня православные христиане празднуют Крещение Господне. В этот день Иисус Христос крестился в реке Иордан. В христианской традиции праздник связан с Богоявлением: согласно Евангелию, во время таинства на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя, а голос с небес провозгласил его Сыном Господа, несущим волю Всевышнего.

Христианские мотивы нередко задействовали в своих сюжетах многие писатели. Часть из них и сами были глубоко религиозны. Сегодня мы расскажем о трёх русских литераторах, в жизни и творчестве которых эта тема имела особое значение на фоне противоречивых взаимоотношений с православной церковью.

Михаил Булгаков

Предки Булгакова по обеим линиям имели непосредственное отношение к Церкви. Дед по отцовской линии был священником. Отец – доцентом Киевской духовной Академии. Дед по материнской линии - протоиереем церкви Казанской иконы Божией матери в Карачеве. Сам писатель во время учёбы в гимназии пел в церковном хоре. Однако профессию выбрал мирскую – по примеру хорошо зарабатывающих братьев своей матери решил стать врачом.

Михаил Булгаков был крещён ещё в детстве, позже прошёл и через венчание. Тем не менее, через три года после смерти отца он перестал носить нательный крест, не придерживался религиозных традиций. Воцерковлённым человеком его совершенно точно назвать было нельзя. Но и демонстративным отказом от Веры это тоже, вероятно, не было.

В частности, разлад с первой женой был вызван, в том числе, её враждебным отношением к религии. Да и в записях самого писателя нередки обращения к Богу. «Может быть, сильным и смелым Он не нужен. Но таким, как я, жить с мыслью о Нем легче», «…больше всего да поможет нас всем больным Бог!», «будем надеяться на Бога и жить. Это единственный и лучший способ», - писал он в своём дневнике.

Апофеозом высказываний Булгакова на религиозную тему стал роман «Мастер и Маргарита». Само появление книги с подобной тематикой в то время было немыслимым, а потому она долгое время ходила по рукам исключительно подпольно. Нынешнее духовенство оценивает роман неоднозначно. Одни обвиняют его в «демонизме» и клеймят «евангелием от сатаны». Другие считают, что таким образом автор подчеркнул дьявольские черты атеистического советского общества. Но все единогласно констатируют: Булгаков глубоко разбирался в теме и не допускал личной хулы в сторону религии.

Фёдор Достоевский

Достоевский тоже был знаком с религиозными текстами с самого детства. Главной книгой в его семье было Евангелие, а читать он и его братья учились на сборнике историй Ветхого и Нового Заветов. Одним из двух учителей, готовивших Достоевского к поступлению в пансион, был диакон, преподававший Закон Божий. Позже сам писатель назовёт Евангелие и Новый завет идеально подходящими для программы детского чтения книгами. Будучи взрослым, писатель не стеснялся вступать в полемику с атеистами, к примеру, Белинским или петрашевцами.

Духовные поиски характерны большинству персонажей книг Фёдора Достоевского. Заметную роль играет и религиозная составляющая. Наиболее яркий пример – роман «Братья Карамазовы». Впрочем, не всегда служители культа в произведениях выглядели однозначно симпатичными, равно как и порой вызывали сочувствие многие герои, далёкие от христианских ценностей.

Потому и отношение к творчеству Достоевского со стороны приближённых к Церкви исторически двоякое. Часть из них считали его вредным писателем, порочащим христианское мировоззрение, а часть были убеждены, что он, наоборот, несколько идеализировал православные ценности. «Всякий, для кого нравственный идеал христианства не представляется только пустою мечтой, не может не признать широты и глубины философско-богословских воззрений нашего автора», - в частности, писало в 1880 году о Достоевском «Православное обозрение».

Та же тенденция имеет место и сегодня. Признавая литературный гений Достоевского, многие представители культа отказывают ему в звании христианского писателя. Одновременно религиозные издательства выпускают сборники его цитат, а кто-то и вовсе сравнивает его творчество с литературной исповедью, в ходе которой он утяжелял собственный крест, взваливая на себя и искупляя таким образом грехи своих героев.

Лев Толстой

В отличие от первых двух коллег по литературному цеху, Толстой сблизился с православным миром уже будучи известным писателем. После окончания работы над «Анной Карениной», в конце 1870-х, он озаботился поисками смысла жизни. Ответы нашлись в религиозных учениях.

Лев Толстой открыл для себя православие, начал изучать Писание, исповедоваться, посещать службы и соблюдать посты. Такая жизнь писателя длилась около года. В течение этого времени Толстой стал находить лишнее для себя в православных традициях. В итоге он сформулировал для себя собственную систему взаимоотношений с Богом, вылившуюся впоследствии в течение «толстовство».

Отвергая религиозные обряды и догматы, а также отрицая божественную сущность Христа, Толстой ставил во главу угла учение Иисуса. Бог – есть любовь, считал писатель. «Все пять заповедей имеют только одну эту цель — мира между людьми. Стоит людям поверить учению Христа и исполнять его, и мир будет на земле, и мир не такой, какой устраивается людьми, временный, случайный, но мир общий, ненарушимый, вечный», - писал Толстой.

Толстовство сводилось к тому, что жить нужно в мире, считать всех людей братьями и сёстрами, не блудить, не врать, не отвечать злом на зло. При этом миролюбивом подходе писатель всё-таки вполне допускал критику обрядовой стороны православной церкви. Как устную, так и в своих произведениях. Как итог, в 1901 году вышло постановление Святейшего синода, в котором говорилось, что граф Лев Толстой больше не является членом Православной церкви.

Несмотря на то, что Православная церковь, как и Толстой, следует учениям Иисуса Христа, важность догматики и таинств православия не позволяют представителям конфессии считать Толстого «своим» до сих пор. Что не мешает им ценить его литературный талант и разделять отдельные философские взгляды.