Роман «Тихий Дон» — это «Война и мир» советских времён

Самое знаменитое произведение Михаила Шолохова — роман «Тихий Дон». Он принёс писателю мировую известность и Нобелевскую премию в области литературы «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Шведский академик Карл Рагнар Гиеров после объявления лауреатов в 1965 году заявил, что нобелевка вручена «тому, кто написал лучший после «Войны и мира» русский исторический роман... и лучший после «Анны Карениной» - любовный; тому, кто лучше всех описывал народную жизнь после Горького и тому, кто сейчас занимает место среди мировых классиков».

Тернистый путь к славе

В общей сложности работа над романом заняла почти полтора десятка лет. Но шла она с большими перерывами. Зачастую по независящим от писателя причинам. К читателю неоднозначный с идеологической точки зрения «Тихий Дон» прорывался с боем.

Поначалу-то дело спорилось. В 1925 году Шолохов изучает исторические труды и документы по Первой мировой и Гражданской войнам, знакомится с мемуарами, в том числе белой эмиграции, общается с земляками-участниками тех событий. Подготовка, судя по всему, была тщательной. На первом листе рукописи стоит пометка: 6 ноября 1926 года. А к весне 1927-го первый том был уже завершён. К началу 1928-го Шолохов дописал второй том. Спустя ещё год — третий.

Но в типографию рукопись попала не сразу. Гослитиздат, а затем журнал «Октябрь» её отклонили. Лишь заступничество Александра Серафимовича, который был в то время главредом «Октября», помогло публикации двух первых томов в 1928 году. Читательские отзывы были восторженные. Высоко оценили литературный труд Анатолий Луначарский и Максим Горький. Однако вскоре потянулись слухи о плагиате. Почему они возникли? Главный довод оппонентов: не мог человек в столь раннем возрасте написать такую эпохальную вещь. Сказалась и обыкновенная зависть «братьев-писателей».

Докопаться до истины взялась специальная комиссия. На экспертизе настаивал сам Шолохов. Да и Сталин, которому произведение очень понравилось, дал такое поручение. Он же, кстати, решил и судьбу третьей книги.

Когда доброе имя автора было уже восстановлено, о чём написала газета «Правда», в «Октябре» сменился главный редактор. Вместо лояльного к Шолохову Серафимовича журнал возглавил Александр Фадеев. Он потребовал «сделать Григория нашим». Однако писатель был твёрд и так решил судьбу главного героя книги: «От белых я его, конечно, оторву, но и в большевика превращать не буду».

Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) тоже жаждала идеологических правок, предлагая выбросить из романа 30 глав. Масла в огонь подлили положительные отзывы о книге со стороны белоэмигрантов. Раз врагу нравится, значит, книжка вредная.

Черту подвёл вождь народов, с которым Шолохов встретился в июне 1931 года на даче Горького. Роман вышел в авторской редакции.

Потом опять наступили перерывы. От работы над романом Шолохова сильно отвлекали дела общественные. Он участвовал в партийных и писательских съездах, был членом Ростовского крайисполкома и депутатом Верховного совета СССР. Потому и писал трудно, урывками. Лишь весной 1940 года в сдвоенном номере журнала «Новый мир» напечатан 4-й том «Тихого Дона». За этот труд Шолохову присуждена Сталинская премия I степени.

Григорий Мелехов — это «казацкий Гамлет»

Критики сравнивают «Тихий Дон» с романом-эпопеей Льва Толстого, называя его «Войной и миром» советских времён. Аналогия вполне уместна. Шолохов создал огромное художественное полотно о судьбах донского казачества на самом переломном этапе — в годы Первой мировой и Гражданской войн. Книга, к слову, интересна и в историческом плане. О многих событиях того времени в советских школах и вузах не рассказывали. А в романе они к тому же представлены с разных точек зрения. И далеко не всегда белогвардейцы показаны исключительно в чёрном цвете, а большевики — в белых одеждах.

На фоне эпохальных событий развиваются семейные и любовные отношения героев. В романе более 600 персонажей, в числе которых как реальные, так и вымышленные. У последних, впрочем, есть прототипы. Так, писатель рассказывал, что семью Мелеховых и взаимоотношения в ней «срисовал» со станичников Дроздовых, с которыми был хорошо знаком. Но для главного героя персонаж из этого семейства оказался слабоват. Шолохов нарисовал собирательный образ, наделив Григория чертами и биографией Харлампия Ермакова. Поначалу он даже назвал его Абрамом Ермаковым. А вот старший друг и наставница писателя, большевичка с 1903 года Евгения Левицкая, которую он называл «мамуня», находила в Григории... автобиографические черты самого Шолохова.

Центральный персонаж романа мечется между красными и белыми, между женой и любимой. Он мучительно ищет правду, близкую его сердцу. И не находит. Потеряв всех родных и близких, на пороге разрушенного войной дома, Григорий в конце романа остаётся неприкаянным, с маленьким сыном на руках. Ребёнок, конечно, даёт надежду на новую жизнь. Но чёрный диск солнца, которое слепит глаза Мелехову, пророчит жизнь нелёгкую. Театральный режиссёр Георгий Товстоногов сравнивал шолоховского героя с шекспировским Гамлетом. Только казацким...

В книге много жестоких натуралистичных сцен. Шолохов подробно описывает кровавые бои, страшные раны умирающих людей, насилие и террор. Почти все персонажи его книги погибают. Писатель делает это намеренно, показывая: война — страшное зло.

Прекрасен язык романа — яркий, образный. Интересно, что в первых томах южнорусский говор характерен не только для персонажей, но и для повествователя. Однако в последнем стилистика несколько меняется: писатель овладел современным литературным языком.

2020 | Библиотеки Юго-Востока Москвы