Затворничество, нелетальные дуэли и оригинальные анкеты: Марселю Прусту – 150

150 лет назад в этот день родился французский писатель Марсель Пруст. В 1999 году в ходе опроса, проведённого крупными книжными сетями Франции, его эпопею «В поисках утраченного времени» признали одним из наиболее значимых произведений XX века. Семитомная сага уступила в голосовании лишь роману Альбера Камю «Посторонний». К 150-летию со дня рождения Марселя Пруста вспомним некоторые интересные факты о литераторе, его привычках, вкусах, страхах, творчестве и нелитературном наследии.

Дуэлянт-гуманист

После первых литературных попыток в форме эссе и нескольких стихотворений Пруст выпустил сборник новелл «Утехи и дни». Книгу резко раскритиковал местный поэт и романист Жан Лоррен. Пруста всерьёз задели слова коллеги, и он вызвал того на дуэль. Накануне события писатель был абсолютно спокоен. Единственное, что его волновало – необходимость рано вставать. Стрелялись писатели в лесу близ Парижа с 25 шагов. Оба оказались неважными стрелками и пустили пулю мимо. Кстати, ходит анекдот, что позже другой, весьма безграмотный, писатель вызвал на дуэль самого Пруста. Пруст выбрал в качестве оружия орфографию и констатировал: «Вы убиты».

Затворник-ипохондрик

С юного возраста Пруста мучила астма. А с годами у писателя развилась серьёзная ипохондрия. Последние 15 лет жизни он старался не выходить из дома, став настоящим затворником и сконцентрировавшись на работе. Окна его комнаты были плотно закрыты, а стены обиты пробковым деревом, чтобы не пропускать посторонних шумов. Писал литератор по ночам, накачиваясь кофеином. К утру, чтобы уснуть, тормозил его действие успокоительным на основе барбитуратов. Кстати, тётя писателя тоже страдала от ипохондрии, из-за чего подвергла себя двадцатилетнему добровольному заточению дома.

Подушка для всего

Марсель Пруст не просто заперся дома, он старался лишний раз не покидать пределы собственной постели. До трёх дня, а то и до шести вечера он спал, а после кровать превращалась в рабочее место. Писал Пруст исключительно лёжа, подкладывая под голову пару подушек. Уложенную на коленях тетрадь освещал тусклый зелёный ночник. Подобная организация рабочего пространства привела к тому, что у писателя постоянно болели запястье и глаза, что, впрочем, не помешало ему справиться со своим монументальным трудом.

Писатели-земляки и русская литература

Одновременно с началом работы над первым томом «В поисках утраченного времени» Пруст публиковал в журналах пародии на других писателей, что помогало ему выработать свой собственный стиль. Исследователи творчества литератора отмечают, что на его творчество влияли земляки Монтень, Стендаль, Флобер, а также русские писатели: Достоевский и Толстой. Последнего Пруст выделял особенно, и, сравнивая Бальзака, к работам которого относился с большой симпатией с Толстым, отмечал безусловное превосходство русского классика.

Опросник Пруста

Ещё до появления Марселя Пруста на свет в Европе вошли в моду анкеты с разного рода философскими вопросами по типу: какие качества вы цените в людях и как представляете себе счастье. Несколько таких опросников заполнил и наш сегодняшний герой. Два из них, которые писатель заполнял примерно в 16 и 19 лет соответственно, сохранились. Ответы на вопросы были столь оригинальны, что подобные анкеты с той поры окрестили опросниками Пруста. Вопросы из них нередко задают людям и сегодня. В частности, к ним неоднократно обращался в своей передаче Владимир Познер.